ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ

 

Час на метро, три часа на самолете, потом еще полчаса на автобусе.

Потом — «тихий взрыв», шок, совершенное ошеломление. Как будто на автобусе можно приехать на другую планету! Это — если вы здесь впервые. Если нет — вас быстро заполняет привычное для этого места ощущение счастья.
Что-то еще, впрочем, кроме счастья, витало в воздухе, когда я шел от Piazzale Roma, где оставил машину, нагруженный тяжеленными кофрами с фотоаппаратурой. Может — звон колоколов, может — барабанный бой или трели флейт. Был конец февраля. Звуки гасли в вате ночного тумана, сквозь которую иногда проступал силуэт церкви San Simeon Piccolo. На влажной палубе vaporetto, скользившего по каналу сквозь черноту, заполненную желтыми бликами фонарей, укрепленных на сваях, был, кроме меня, всего один пассажир. В черном плаще до пят, в треуголке с перьями, из-под которой мерцала белая маска, прикрывающая верхнюю часть лица. В руке он держал розу, которой изящно помахивал в такт ему одному слышной мелодии. Вот оно что! Оказывается, во влажном венецианском воздухе было растворено ожидание праздника. Из воды канала вставали еле освещенные обшарпанные стены прекрасных дворцов, похожих на театральные декорации. Одна мысль о том, что это не декорации, вызывала восторг. Когда над головой величественно проплыла громада моста Rialto, на котором толпились Коломбины, Арлекины и Пьеро, я понял что начало сбываться великое гриновское Несбывшееся, что тлеющая с детства мечта о кораблях в Лиссе и карнавале в Гель-гью осуществилась, причем действительность оказалась еще ярче и прекрасней.

 

Традиции венецианского карнавала восходят к древнеримскому празднику Сатурналий, во время которого исчезали различия между господами и рабами, и было позволено многое, если не все. В средневековье под давлением церкви карнавал был запрещен и возродился только в 1495 году, когда был создан специальный фонд для его ежегодного проведения. Вновь карнавал попал в немилость после падения Венецианской Республики. Третье его рождение произошло уже в наши дни — в 1980 году. Во время карнавала все равны, поэтому для устранения сословных различий надевались маски. Каждый мог на десять дней превратиться из бедняка в вельможу или из патриция в шута. Карнавал служил клапаном, через который город стравливал накопленное за год напряжение повседневной жизни. Естественно, нравы во время праздника были весьма свободными. Под покровом масок совершались всевозможные безумства и распутства. Не согрешить считалось неприличным, а смерть на дуэли была почетна и даже желанна. Заканчивался праздник сжиганием чучела (аналог казни лже-короля во время Сатурналий) и танцами на площади Сан Марко.

 

После церемонии открытия, когда с колокольни Сан Марко по тонкой веревке спускается бумажная голубка-коломбина, взрывающаяся потоком конфетти, наступает некоторое затишье. В первые дни в городе всего человек двадцать, одетых по полной карнавальной форме. Они величественно расхаживают по площади и услужливо принимают разнообразные позы, как только кто-нибудь из туристов поднимает фотоаппарат. Сначала я даже принял их за специально нанятых городом актеров, но после расспросов выяснилось, что это частные лица, и совершенно не обязательно — венецианцы. Им просто нравится переодеваться. Многие шьют костюмы сами, некоторые покупают, однако это увлечение явно не дешевое. Ни один наряд не стоит меньше 1000 долларов. Здесь только дорогие ткани — шелка, атлас, бархат, парча и не знаю, что еще. Традиционные маски изображают персонажей комедии del arte. Можно встретить Арлекина и Коломбину, Пьеро, Бригеллу, Панталоне, Капитано. Есть и специфические венецианские маски, например Чумной Врач. С фонарем и косой в руках ходит маска Смерти, напоминающая, что веселиться надо сегодня. Завтра может быть поздно. Но чаще всего встречается La Bauta - меняющая не только внешность, но и голос. Постепенно к первым настоящим энтузиастам присоединяются остальные туристы. Они одеты попроще, скажем, маска и треуголка, но джинсы и свитер. Некоторые не выдерживают стиль и одеваются, во что попало — лишь бы было смешно. Скажем, идет по улице мужик с телевизором вместо головы. На экране написано: «Нет передачам о сексе!», а к брюкам привязаны кусок колбасы и два кокосовых ореха, по которым он ритмично бьет бамбуковой палкой. По мере его приближения, пожилые итальянки застывают с открытым ртом, притворно ойкают, а потом начинают хихикать, толкая друг дружку локтями. Маски и треуголки продаются на каждом шагу, и я дня три борюсь с искушением купить что-нибудь такое, а потом не выдерживаю, трачу предпоследние деньги, надеваю все это и сразу становлюсь еще счастливее. Одна беда — в маске очень неудобно фотографировать! Как ни странно, никакого особенного карнавального действа не происходит. Нет сценария, нет шествия или еще чего-нибудь такого. Просто, небольшая толпа тусуется на площади Сан-Марко и прилегающих улицах, показывая себя, глазея на других и непрерывно фотографируя. По периметру площади расставлены столики, у которых всем желающим (а их немало!) накладывают грим в виде восхитительно красивого растительного орнамента вокруг глаз. Стоит это довольно дорого и занимает много времени, из чего можно заключить, что всем загримированным предстоит не мыться как минимум неделю. Они и не моются — я спрашивал! Там же, на площади выступают самодельные ансамблики клоунов, певцов и жонглеров, а по вечерам начинаются танцы: кто постарше — весело прыгают, водят хороводы и «кидают рок», а молодые стоят столбами и сосредоточенно целуются. На ступенях сидят какие-то оборванцы в пончо и выбивают на тамбуринах замысловатую дробь. Народу не так уж много. В двух-трех кварталах от Сан Марко улицы пустынны и тихи. Часам к девяти вечера толпа на площади начинает рассасываться. Впрочем, с каждым днем «карнаваляющихся» становится все больше. В субботу за три дня до закрытия видимо прорывает какую-то плотину, и веселящиеся толпы в течение часа до отказа заполняют город.

Этот текст был написан лет пятнадцать назад для одного из журналов о путешествиях. Впрочем, с тех пор ничего не изменилось. Венецианский карнавал слишком древнее событие для того, чтобы эволюционировать за пятнадцать лет.
За неделю, проведенную в Венеции, я покажу вам все районы города; вы увидите знаменитые памятники и места, где не ходят туристы; вы научитесь ориентироваться в лабиринте венецианских улочек и проплывете на гондоле по самым красивым каналам; попробуете блюда венецианской кухни и выпьете кофе в первом в истории кафе. И, конечно, поездка будет непрерывным мастерклассом по фотографии. В один из дней мы посещаем острова лагуны — Мурано, Бурано и Сан-Микеле. Кроме этого, мы снимаем Венецию сверху, поднявшись на колокольни Сан-Марко и Сан-Джорджо маджоре. При желании за дополнительную плату порядка 110 евро можно облететь Венецию на вертолете.
В программу поездки не включено посещение музеев и картинных галерей. В фототуре важнее составить общее представление о городе, понять «чем он дышит». Разумеется, желающие могут зайти в музеи и церкви во время индивидуальных прогулок.

 

Время проведения тура - февраль-март. Карнавал проходит в последние две недели перед Великим постом  (отсюда и само слово "карнавал": carne vale означает - прощай мясо). Продолжительность тура - 7 дней.

Число участников от трех до десяти человек.

Чем больше группа, тем, естественно, дешевле мероприятие.

Проживание в трехзвездочном отеле в Центре Венеции.